Цикл Дизеля: процессы, работа, КПД

Рудольф Дизель (1858-1913) – знаменитый немецкий конструктор – изобретатель, прославившийся изобретением силового агрегата, а именно дизельного двигателя внутреннего сгорания. В честь него был назван цикл Дизеля. Это один из наиболее известных термодинамических циклов наряду с циклом Карно, который применяется в дизельных двигателях внутреннего сгорания. Благодаря этому ученому, повсеместно используются дизельные двигатели внутреннего сгорания в выработке тепловой и электроэнергии, автомобильной промышленности и прочих производствах.

Из каких процессов состоит цикл Дизеля

В состав идеального термодинамического цикла Дизеля входят четыре термодинамических процесса:

  • изобарный – протекающий при постоянном давлении,
  • два адиабатных – протекающие без теплообмена с окружающей средой,
  • изохорный – протекающий при постоянном объеме.

Данный цикл является прямым газовым изобарным циклом неполного расширения и изображается на диаграмме цикла Дизеля в координатах p-V иT-s.

Цикл Дизеля в p-V координатах

На графике ниже изображены следующие процессы в p-V координатах:

Цикл Дизеля в p-V координатах
  1. A-B адиабата сжатия. Этот процесс протекает без потерь энергии и тепла в окружающую среду. В результате сжатия повышается температура T рабочего тела – воздуха. То есть вся работа сжатия расходуется на повышение внутренней энергии рабочего тела.
  2. B-C изобарный подвод тела. Подвод тепла, при котором давление p остается неизменным, но при этом увеличиваются удельный объем V и температура T.
  3. C-D адиабата расширения. В результате этого процесса совершается полезная работа цикла Дизеля. Без теплообмена с окружающей средой и потерь энергии происходит расширение рабочего тела.
  4. D-A изохорный отвод тепла. Отвод тепла в окружающую среду, протекающий при постоянном удельном объёме V. В этом процессе снижается температура T рабочего тела и давление p до параметров равным параметрам окружающей среды. Данный процесс нужен для замыкания цикла Дизеля и в реальных дизельных двигателях фактически отсутствует.

Цикл Дизеля в T-s координатах

Цикл Дизеля в T-s координатах

Дизельный цикл в координатах температура T и энтропия s изображен ниже. Процессы те же что и в координатах давление p удельный объём V. Адиабатное сжатие A-B и расширение C-D протекают без изменения энтропии.

Такты дизельного двигателя       

Цикл Дизеля основывается, на следующем принципе. Степень сжатия ε и КПД в цикле можно увеличить, если сжимать чистый воздух, а после окончания процесса сжатия вводить в цилиндр горючую смесь.

Цикл Дизеля

          Работа дизельного двигателя состоит из четырех тактов:

  1. всасывающего,
  2. сжатия,
  3. рабочего,
  4. выпускного.

Подробное описание тактов дизельного двигателя представлено ниже

  • Процесс 0-1, воздух всасывается в цилиндр двигателя внутреннего сгорания;
  • В процессе 1-2 происходит сжатие воздуха внутри цилиндра. Процесс протекает с высокой скоростью и минимальными потерями тепла;
  • 2-3 через форсунку подается топливо в распыленном виде. Из-за высокой температуры воздуха происходит детонация и воспламенение топлива с последующим сгоранием. В следствии данного процесса выделяется теплота Q1;
  • 3-4 продукт сгорания расширяется. Образовавшиеся в результате сгорания топлива газы расширяются и действуют на поршень. Совершается полезная работа.
  • В точке 4, происходит открытие выпускного клапана. Выхлопные газы отводятся в окружающую среду.
  • 4-1 продукты сгорания изохорно охлаждаются в окружающей среде и выделяют теплоту Q2. После чего продукты сгорания выходят в атмосферу 1-0, и запускается новый цикл.
такты дизельного двигателя

Коэффициент полезного действия цикла Дизеля      

Коэффициент полезного действия двигателя является одним из наиболее важных показателей его работы. Он определяется как отношение полезной работы, которую совершает двигатель, к энергии, которая затрачивается на его работу. КПД измеряется в процентах и является показателем того, насколько эффективно двигатель использует входную энергию.

Коэффициент полезного действия двигателя, работающего по циклу Дизеля, зависит от степени сжатия, свойства топлива, скорости работы, максимальной и минимальной температуры цикла.

Формула расчета КПД цикла Дизеля:

Цикл Дизеля: процессы, работа, КПД

где ε = VA/VB – степень сжатия воздуха в процессе A-B, т.е во сколько раз удельный объем в точке A больше, чем в точке B.

ρ = VC/VD – степень предварительного расширения, т.е. отношение удельного объема в точке C к удельному объёму в точке D.

k — показатель адиабаты рабочего тела.

Рассмотрев теорему Карно для двигателей, работающих по принципу цикла Дизеля, можно понять, что КПД цикла Дизеля достигает 40%. Этот показатель значительно выше, чем у других типов двигателей, для сравнения бензиновые двигатели, работающие по принципу цикла Отто, достигают 25-30%.

Коэффициент полезного действия цикла Дизеля

Плюсы цикла Дизеля

  • Эффективность. Одним из главных преимуществ цикла Дизеля является его высокая экономия топлива. Благодаря особенностям работы двигателя, он потребляет меньшее количество топлива, чем другие типы двигателей, что делает его более экономичным и выгодным для использования, особенно в крупногабаритном транспорте.
  • Надежность. Двигатель, принцип работы которого основан на цикле Дизеля, имеют высокий ресурс. Эти типы двигателей менее подвержены износу и что обеспечивает им высокую надежность.
  • Мощность. Тип двигателей, работа которых основывается на процессах цикла Дизеля, имеют высокий крутящий момент и высокую мощность. Это свойство делает их более подходящими для использования в крупногабаритной технике. Более высокий крутящий момент облегчает тяжелую работу двигателя, что также делает его более надежным и долговечным.

Минусы цикла Дизеля

  • Шумность. Один из главных недостатков дизелей — это высокий уровень шума, который производят эти двигатели. Это особенно заметно в ночное время или на небольших расстояниях. Кроме того, данный двигатель имеет низкие обороты в минуту, что также может ухудшить звуковые свойства двигателя.
  • Высокая стоимость обслуживания. Другим недостатком является высокая стоимость обслуживания. В сравнении с другими типами двигателей, которые могут быть проще и дешевле в обслуживании, дизельные двигатели могут требовать больших затрат на ремонт и замену деталей.
  • Значительное количество выбросов. Одним из главных проблем с дизелей является высокий уровень выбросов. Это связано со спецификой работы двигателя и качеством топлива, которое он использует. Высокий уровень выбросов может привести к ухудшению качества воздуха и повышенному загрязнению окружающей среды.

Цикл Дизеля в современной промышленности

Одним из ключевых элементов двигателей, работающих по циклу Дизеля является турбонаддув. Это решение увеличивает давление воздуха, поступающего в цилиндры, что позволяет более эффективно сжигать топливо. Также используется система очистки выхлопных газов, которая уменьшает количество выбросов и повышает экологическую безопасность.

Яркий пример применения цикла Дизеля являются морские суда. Они используют дизельные двигатели для генерации электроэнергии, которая распределяется по судну и используется для привода главного двигателя, света и других устройств на борту судна. Это позволяет значительно сократить расходы на топливо и уменьшить вредное воздействие на окружающую среду.

дизельный двигатель для корабля

Кроме того, цикл Дизеля является ключевым элементом современных автомобильных двигателей. Он используется в большинстве грузовиков, автобусов, поездов и другой большой механики.

Инновации в области повышения эффективности двигателей продолжают развиваться. Новые двигатели становятся более экологичными, уменьшают расходы на топливо и повышают эффективность. Одним из наиболее перспективных направлений является использование устройств воздушного охлаждения, которые позволят улучшить теплообменный процесс и уменьшить расход моторного масла.

Цикл Дизеля: процессы, работа, КПД

Цикл Дизеля в современной энергетике

Цикл Дизеля является одним из самых важных циклов, применяемых в теплоэнергетике. Он используется для преобразования тепловой энергии, которая выделяется в результате сгорания топлива, в механическую энергию. Эта механическая энергия затем применяется для генерации электрической энергии.

Цикл Дизеля применяется в различных видах электростанций, как малых, так и больших мощностей. Он может работать на различных видах топлива, включая дизельное топливо, биодизель, природный газ и даже попутный нефтяной газ.

электрогенератор с дизельным двигателем

Существует множество преимуществ использования цикла Дизеля в теплоэнергетике.

  • Во-первых, он обладает высокой эффективностью преобразования топлива в электрическую энергию.
  • Во-вторых, он обладает высокой надежностью и долговечностью, что позволяет использовать его в тяжелых условиях эксплуатации. Кроме того, он обладает более низкой стоимостью ввода в эксплуатацию и эксплуатационных расходов, чем другие типы генераторов.

Заключение

В заключение, изобретение цикла Дизеля позволило создать надежный, мощный и экономичный тип двигателя, который широко используется во многих сферах деятельности. Однако, он имеет и свои недостатки, включая высокий уровень шума, высокую стоимость обслуживания и значительное количество выбросов. Поэтому, при выборе двигателя, его преимущества и недостатки должны быть рассмотрены в зависимости от ваших потребностей и условий эксплуатации.

Автор статьи: Баранов Максим Валерьевич.

Оцените статью
Альтернативная энергетика
Добавить комментарий